Не так давно пришло и мое время уходить, и я уже скучаю по своим ученикам, по спонтанности и динамичности жизни в классе, по принятию решений на ходу. Мне не хватает ситуаций, требующих быстро находить нужную информацию. Думаю, таким образом я лучше запоминаю новое. Но больше всего мне не хватает ощущения, что я двигаюсь вперед, с каждым днем оттачивая свои навыки и методы. Последние пять лет я много пишу, и попытки сочетать две профессии утомляют. Пришло время двигаться дальше, но прежде чем сделаю это, я хотел бы дать несколько советов на одну из важнейших тем: как говорить со своими учениками.
Работая наблюдателем и инструктором по подготовке учителей, я понял, что у многих из них не получается продуктивного диалога с учениками. За последние 20 лет я видел много и хороших, и плохих примеров. Мне довелось видеть работу молодых учителей, которым мгновенно удавалось добиться уважения студентов, а также опытных, но упрямых учителей, своим занудством доводящих учеников до слез. Объединение результатов этих исследований было основной задачей моей карьеры. Итак, без дальнейших предисловий представляю вам мои десять правил общения в классе.