— Это очень сложный вопрос, потому что мне кажется, что он поставлен неправильно. По внутренним критериям можно определить, что занимаешься своим делом: ты встаешь с радостью с утра, выходишь с урока с большим количеством энергии, чем имел до этого, с интересом готовишься к занятиям, а мозг в фоновом режиме обрабатывает всю приходящую информацию, чтобы она пригодилась ученикам. У меня в «Фейсбуке огромное количество сохраненных вкладок с видео, статьями — все, что вижу, приношу на уроки. Если сама читаю книжку, думаю: «Так, вот это можно почитать с Олей, вот это можно дать студентам «Среды обучения», а вот этот вопрос можно задать Толе…» Я не делаю этого специально, но голова все время занята. Для меня это знак, что я нахожусь на своем месте, занимаюсь приятным мне делом. «Найди дело по душе, и ты не будешь работать ни одного дня», — говорил Конфуций.
Я пользуюсь внутренними критериями для того, чтобы понять, работать или не работать мне с конкретным учеником. Не я сформулировала такой подход, а мои друзья — специалисты по бизнес-консалтингу. Надо задать себе вопрос: работала бы я с этим человеком бесплатно? И если ответ «нет», его не надо брать. Мы можем просто не совпадать по ценностям и взглядам на жизнь, и я не считаю нужным провоцировать внутренний конфликт. Я буду чувствовать, что недодаю человеку за те деньги, которые он мне платит, нарушаю баланс «брать — давать».
А вот понимание, что я успешный преподаватель, — это не внутри. Мне кажется, очень опасно считать себя успешным преподавателем на основании внутренних критериев. Это чревато непрофессионализмом, недостаточными знаниями педагогики, методики, языка, нежеланием развиваться или отсутствием такой потребности. Если закуклиться в своем ощущении успешности и не давать себе новых челленджей — нет развития, а значит, ты автоматически становишься неуспешным преподавателем. Критерий педагогической успешности — это то, что твои ученики знают язык сегодня лучше, чем вчера.
Я ненавижу проверки, считаю, что это нечестно, неправильно, но все-таки тесты должны быть: например, после каждых трех уроков, чтобы показать и учителю, и ученику степень прогресса. Некоторые мои ученики идут сдавать экзамены сами, я специально их не настраиваю, но если они говорят: «Мы хотим сдать», — помогаю готовиться. А тем, кто не идет, я периодически приношу отдельные задания из экзаменационных работ, о чем они даже не подозревают, и таким образом проверяю не их, а себя: сдвинулись мы вообще с места или нет. Если говорить про маленьких детей, то критерий успешности для меня в том, что они любят заниматься. Я постоянно втихаря спрашиваю у родителей, играют ли дети с языком. Если на прогулке они вдруг начинают называть предметы на языке (потому что им нравится, как это звучит, или потому что они только что выучили и тренировали это со мной), или предлагают маме рассказать стишок, или просят поставить песню, которую мы пели на уроке, — вот это для меня критерий успешности. По-французски «зеленый» будет «vert», и одна моя ученица говорила: «Сейчас я vert’иком раскрашу». Я не знаю, что может быть круче, потому что, когда тебе нравится язык, ты именно так с ним обходишься. Игра с языком, кстати, развивает кучу других навыков: и синтез, и анализ, и сравнение. Во многом моя цель — не научить дошкольников языку, а сформировать предрасположенность к учебе, ту самую «подушку безопасности», которая напоминает: учиться — это приятно.