Многие родители поддерживают своих детей, создавая идеальные условия для выполнения домашних заданий: устраняя отвлекающие факторы, помогая детям управлять временем, обнадеживая их. Таким образом они помогают им понять, какие условия лучше всего подходят для занятий. Такая поддержка способствует развитию самодисциплины, столь важной для детей, желающих преуспеть в учебе.
Самоконтроль включает в себя ряд навыков, таких как способность проверять свою работу и реагировать на обратную связь, реалистично оценивать свои возможности и интересы, а также работать над задачей самостоятельно. Кроме того, он подразумевает умение построить свое окружение таким образом, чтобы оно помогало обучению, например, минимизируя отвлекающие факторы. По мере того как дети взрослеют, эти навыки и стратегии помогают им организовывать и планировать. Это именно тот случай, где участие родителей имеет непосредственное влияние на отношение детей к выполнению домашнего задания.
Особенно в начальных классах домашние задания дают родителям возможность развить в детях отношение и поведение, которые способствуют эффективному обучению и стабильно высокой успеваемости. Действительно, в разных возрастных группах фиксируется прямая зависимость между выполнением домашних заданий и различными процессами самоконтроля. Однако имеет значение качество родительской помощи. Иногда благие намерения могут невольно подорвать развитие позитивных убеждений у детей. Родители, которые поддерживают позитивное отношение к домашнему заданию и позволяют своим детям учиться и справляться с трудностями самостоятельно, лишь немного подсказывая, оказывают своим детям намного большую услугу, чем те, которые стремятся контролировать процесс обучения.
По результатам опроса пяти- и шестиклассников вовлеченность родителей в учебный процесс может быть как поддержкой, так и «вторжением». В первом случае родители подталкивают ученика к самостоятельному поиску правильного ответа и предлагают свою помощь лишь в том случае, когда ребенок не справляется. В другом — они оказывают своим детям непрошеную помощь, вмешиваясь в выполнение заданий и указывая на то, как сделать лучше. Поддерживая ребенка, вы помогаете ему достигать успехов в учебе, а вмешиваясь — напротив.
Отношение и эмоции родителей во время выполнения домашних заданий могут способствовать развитию позитивных взглядов и подходов к учебе у их детей, что, в свою очередь, ведет к достижению лучших академических результатов. Дети чаще сосредотачиваются на самосовершенствовании во время выполнения домашней работы и лучше учатся в школе, когда их родители также ориентированы на совершенствование. И наоборот, если родители зациклены на сравнении своего ребенка с его одноклассниками, дети, как правило, начинают ставить перед собой более щадящие цели.