Положительная обратная связь
Работа учителя считается одной из самых сложных: на них возложена большая миссия как обучить, так и воспитать. Очень важно правильно и грамотно донести до ученика ту или иную информацию, так, чтобы не обидеть, а наоборот, подтолкнуть к более правильным решениям и вдохновить на новые свершения. Как это сделать лучше? Рассказываем в статье «Положительная обратная связь», переведенной нашей студенткой Екатериной Коржовой.
21 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА
ДЖЕННИФЕР ГОНСАЛЕС


Мы, учителя, ежедневно оцениваем работу студентов: рассказываем им, как достичь лучших результатов, хвалим за усердную работу, исправляем их ошибки и направляем их, когда их поведение не способствует учебному процессу.

Это что касается студентов. Также мы отзываемся о своих коллегах, хотя подобные случаи предоставляются не так часто и легко, как нам хотелось бы. В свою очередь, мы тоже получаем комментарии и замечания от учеников, их родителей, начальства и коллег. И мы призываем студентов давать обратную связь друг другу, хотя результаты такой работы неоднозначны. Действительно, весь учебный процесс можно описать как длинный сеанс обратной связи: ежедневно одни люди приходят в школу с целью стать лучше, а другие советуют им, как этого добиться.

И не всегда всё проходит гладко. Обратная связь заставляет людей занимать оборонительную позицию. Задеваются чувства. Слишком часто комментарии и отзывы не позволяют добиться тех результатов, на которые вы рассчитывали, потому что обратная связь была дана некорректным образом.
Оказывается, есть способ выразить обратную связь эффективнее. В этом случае внимание заостряется не на прошлом, а на будущем. Эта концепция была придумана экспертом по менеджменту Маршаллом Голдсмитом (Marshall Goldsmith) и получила название «положительная обратная связь». Насколько я могу судить, с этой практикой знакомо очень мало преподавателей. Я уверена, что, научившись применять ее правильно и регулярно, мы смогли бы добиться удивительных результатов, помочь нашим ученикам расти и развиваться.

На этой неделе я беру интервью у Джо Хирша (Joe Hirsch), автора книги «Работа над обратной связью: Отбросьте прошлое, примите будущее и проложите путь к переменам». В книге Джо углубляется в практику положительной обратной связи и показывает нам, как и почему это работает. Вы можете прослушать или прочитать наш диалог полностью, или же прочитать краткий обзор здесь, в этой статье.

ЧТО НЕ ТАК С ТЕМ, КАК МЫ ДАЕМ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ?
Когда мы отзываемся о работе наших студентов, или когда наши сотрудники или начальство дают обратную связь нам, основное внимание уделяется прошлому. «Люди не могут контролировать то, что они не в силах изменить, и нам не дано изменить прошлое, — говорит Хирш. — Но тем не менее именно прошлое оказывается в центре внимания в большинстве отзывов, которые мы даем или получаем».

В частности, такая обратная связь не всегда дает хорошие результаты по трем причинам:
1
Она отключает наши психические панели управления. «Когда мы получаем отрицательную оценку того, что не можем изменить или контролировать, — говорит Хирш, — наш мозг наполняется гормоном стресса кортизолом, отвечающим за распознавание угрозы, и это заставляет нас защищаться. Отказывают те части, которые отвечают за творческую и исполнительную функцию, те части, которые позволяют нам планировать и принимать рациональные решения. По сути, мы находимся в состоянии психического паралича».
2
Она уделяет особое внимание не развитию, а оценке. В таком отзыве практически все время тратится на то, чтобы дать характеристику тому, что уже не исправить, а не советам касательно того, как повысить эти результаты. «Когда обратная связь основана на том, чтобы дать оценку деятельности относительно неких утвержденных стандартов, мы упускаем саму суть обратной связи — всеми силами способствовать развитию».
3
Она способствует негативным реакциям. «Когда мы слышим о недостатках, с которыми уже ничего не поделать, так как они в прошлом, в нас возникает чувство беспомощности, чувство, что нам не под силу изменить и будущее. Вместо того чтобы заняться самосовершенствованием (что и было изначальной целью критики), мы не можем избавиться от деструктивного взгляда на себя и не видим, как становимся лучше и лучше».
ЧТО ТАКОЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ?
Такой вид обратной связи позволяет нам сфокусироваться на улучшениях и развитии вместо того, чтобы оценивать и осуждать прошлое.

Предположим, что моя ученица пишет эссе. Вместо того чтобы ждать, пока она закончит, а затем отмечать все ошибки и ставить ей оценку, я бы читала части эссе, пока она его пишет, указывала на определенные моменты и задавала наводящие вопросы, чтобы заставить ее думать, как сделать это эссе лучше.

В своей книге Хирш берет это широкое понятие и определяет шесть его компонентов, шесть конкретных характеристик, которые делают этот метод настолько эффективным.

Итак, давайте взглянем на каждый из них. Если вы хотите с успехом практиковать положительную обратную связь, она должна включать эти компоненты:
ОНА ВОЗРОЖДАЕТ ТАЛАНТ

Эффективность положительной обратной связи заключается в том, что она помогает людям видеть возможности для развития, способы примерить на себя новые роли. «Говоря простым языком, — пишет в своей книге Хирш, — это приводит к безошибочному чувству, что мы движемся вперед в нашей профессиональной и личной жизни. Получая приятную обратную связь о своей работе, мы радуемся, но это не открывает новые горизонты. Это просто подтверждает то, что мы и так уже знаем о себе и своих талантах, по существу сдерживая наш рост. Но когда обратная связь заставляет нас думать о том, как распространить этот талант на других, это дает многократный эффект».

Поэтому, когда мы замечаем, что студент преуспевает в какой-то области, вместо того чтобы просто отметить это, мы можем дать ему возможность участвовать в каком-то конкурсе, опубликовать свою работу или сделать презентацию, чтобы он мог поделиться этим с другими учениками, а не просто держать интерес к предмету в себе. Это помогает студентам увидеть себя в новом свете и заставляет их думать о дальнейшем развитии.
ОНА РАСШИРЯЕТ ВОЗМОЖНОСТИ

Эффективная обратная связь для начала отмечает то хорошее, что уже имеется, и, вместо того чтобы указывать на проблемы, помогает расширить и обогатить это. В своей книге Хирш описывает концепцию, используемую студией Pixar, под названием «плюссинг». Собираясь вместе, чтобы обсудить прошедший рабочий день, для улучшения результатов работы сотрудники студии должны дать друг другу обратную связь. Особо эффективными такие собрания становятся благодаря одному важному правилу: участники не могут указать на проблему, не предложив альтернативу («А что, если?..»).

Эта концепция способна творить чудеса и на собраниях персонала или совещаниях комитетов: когда мы обсуждаем возможные решения проблемы, а не отбрасываем с ходу идеи, кажущиеся нам нерабочими, мы можем добавить к ним небольшие штрихи. «Это интересная мысль. Что, если мы слегка изменим вот здесь и попробуем это?» Этот метод также будет прекрасно работать для студенческих учебных проектов: иногда требуется найти несколько вариантов решения проблемы, прежде чем удастся выбрать самый удачный.
ОНА КОНКРЕТНАЯ

Весьма часто обратная связь дает нам оценку по слишком большому количеству критериев одновременно, обрушиваясь на нас, как лавина. Это не самый эффективный способ помочь кому-либо развиваться. «Есть предел тому, как много информации мы способны переварить и претворить в жизнь за раз, — говорит Хирш. — Положительная обратная связь основана на тщательном выборе цели отзыва». Он советует нам взять за привычку работать с обратной связью ежедневно и сосредотачиваться лишь на нескольких вещах одновременно.

Таким образом, вместо того чтобы ждать, пока задание будет сделано, чтобы указать студенту на то, как он мог бы улучшить свою работу, стоит найти способ дать ему четкие советы и рекомендации непосредственно во время выполнения работы.
ОНА НАСТОЯЩАЯ

Никто особенно не любит критиковать. «Мы видим проблемы, мы видим ошибки других людей, и мы это знаем, — говорит Хирш, — но мы не хотим никого обидеть, верно? Мы не хотим их раздавить. Таким образом, есть тенденция либо вообще не давать обратную связь, либо замаскировать ее как сэндвич, где критика прячется между двумя очень, очень поверхностными похвалами».

Хирш объясняет, что проблема этого подхода — эффект новизны. Людям лучше всего запоминаются те слова, которые прозвучали в конце. Поэтому, когда вы прилепляете какую-то похвалу после предоставления конструктивной обратной связи, человек на самом деле не впитывает критическую часть настолько хорошо, насколько мог бы, если бы вы говорили не завуалированно.

Хирш рекомендует более прямой подход: опишите, что происходит, объясните, почему это проблема, затем помогите человеку найти ее решение. «Когда критику выражают таким образом, — объясняет Хирш, — это успокаивает людей, не дает им занять оборонительную позицию. Все понятно и лаконично, вы указываете на проблему, а затем вместе ищете ее решение. Люди не хотят сэндвич с похвалой. Люди хотят знать правду».

Этот подход также может быть использован с учебными ситуациями: если вы имеете дело со студентом, который мешает классу работать, опишите ему его поведение, объясните, почему это проблема, а затем спросите у него, как ее решить. Это звучит очень просто, но если тот метод, которым вы пользуетесь сейчас, не дает вам желаемых результатов, стоит попробовать.
ОНА ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ

Одна из причин, по которой ничего не меняется к лучшему после получения обратной связи, заключается в том, что люди не всегда знают, что с ней делать. «Если вы хотите, чтобы обратная связь оказала влияние, — отмечает Хирш, — вам нужно сформулировать ее таким образом, чтобы люди смогли работать с этой информацией». В своей книге он ссылается на исследования, показывающие, что регулярная обратная связь обычно не приводит к приобретению новых навыков или привычек, но когда эта обратная связь сочетается с наставничеством, передача навыков взлетает до 95 процентов.

Поэтому, если студент регулярно забывает принести учебник, нужно не просто посоветовать ему измениться, а помочь ему выработать конкретный план улучшения. В идеале, этот план должен состоять из множества маленьких шагов (это сделает его более осуществимым), и студент должен взять на себя инициативу в разработке этого плана.
ОНА УЛУЧШАЕТ ГРУППОВУЮ ДИНАМИКУ

«Обратная связь — это командный вид спорта, — говорит Хирш. — Она не происходит один на один. Обсуждение ведется в группах и внутри организаций. И когда мы избавляемся от этой приказной манеры традиционной обратной связи, мы освобождаем место для чего-то более общего и совместного».

Таким образом, вместо того чтобы давать обратную связь сверху вниз, по иерархической модели, предоставьте сотрудникам возможность получать обратную связь от своих коллег, даже от тех, чьи сферы работы, казалось бы, не пересекаются. В своей книге Хирш заимствует термин из управленческих кругов, известный как «творческая обработка», используемый для описания явления, когда люди с противоположными взглядами работают над одной задачей вместе. Хотя это и может привести к еще большему конфликту, взглянуть на проблему разных точек зрения, как правило, может быть полезно, и это положительным образом сказывается на результате такой работы.

К этому способу можно прибегать и в образовательной сфере: почему бы одному преподавателю не попросить дать обратную связь другого, преподающего совершенно иной предмет, вместо того чтобы получать отзывы и замечания лишь от завуча? Когда вы видите, что студент обращается за отзывами по своей работе к одному и тому же товарищу, предложите ему узнать мнение кого-то другого или даже предложите своему классу дать обратную связь параллельному классу.

Советовать людям, как им измениться к лучшему, совсем не так просто. Поэтому неудивительно, что мы все еще учимся тому, как делать это наилучшим образом. Если обратная связь, которую вы даете студентам, коллегам и даже своим домашним, не дает того эффекта, на который вы рассчитываете, попробуйте перейти к «положительной обратной связи». Благодаря ей, как говорит Хирш, мы можем видеть себя не такими, какие мы есть, но кем мы становимся.

Перевела студентка факультета иностранных языков Екатерина Коржова / Оригинал
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ