Получить консультацию
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
На ваш email накануне встречи придет ссылка на трансляцию и инструкция, как к ней подключиться

* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
образование ин яз
«Преподаватели — это люди, которые задают ритм»
О том, как зажигать глаза и беречь нервы, рассказывает преподаватель английского на Факультете иностранных языков Александр Лежава
— Как вы стали преподавателем английского языка?
— Все началось со «Среды обучения». Я нашел вакансию: требовался преподаватель журналистики. У меня был небольшой опыт: я вел онлайн-вебинары по менеджменту, управлению малым и средним бизнесом. Честно говоря, до этого я не думал о преподавании, жил активно, постоянно путешествовал. Это мой жизненный принцип: все время быть в движении. Я и в Америке жил и работал, и в Греции, и во Вьетнаме — где только не был. Внезапно появилась возможность поработать удаленно, и я подумал, что пора делиться знаниями (мое первое образование — филологическое — включало в себя журналистику, а еще я успел поработать на телевидении в Москве).

Один семестр я преподавал культурную журналистику, и это было потрясающе. Мы постоянно обсуждали примеры, разбирали все на практике. Тогда-то я и понял, как важна отдача от учеников. Если передаешь сухую теорию, студентам неинтересно, а тогда и тебе самому становится скучно.
«Любое знание усваивается лучше, когда мы его практикуем»
Я за совмещение теории с практикой. Когда курс закончился, мы со студентами были очень довольны друг другом. Некоторые даже попросили мои контакты, чтобы оставаться на связи.
английский язык
Прошло некоторое время, и я увидел еще одну вакансию преподавателя в «Среде обучения» — на этот раз английского языка. Я учился в английской школе, практиковал язык в Штатах и в других странах, английский долгое время был моим основным рабочим языком. К тому моменту я преподавал его давно, но делал это в качестве студенческой подработки, не считая своим основным делом. Увидев вакансию, я решил попробовать, тем более что мы уже сотрудничали с институтом раньше.
— Что вдохновляет вас в преподавании?
— Когда я начал втягиваться в преподавание во второй раз, заметил, что отдача от занятий со студентами заряжает меня на весь день. После каждого вебинара положительная энергия витала по всей комнате. То же самое можно сказать про моих студентов: они смеялись, улыбались, шутили. Какую бы тему мы ни разбирали — от шопинга до выживания в джунглях, — они были очень заинтересованы. Атмосфера на наших занятиях очень дружная.
английский язык для делового общения
«Студенты не просто узнают информацию, изучают новые слова и грамматику — они включаются в живой процесс и делятся эмоциями. Они все живут в том моменте, который мы вместе создаем»
Я очень люблю устраивать на занятиях игры: это заряжает всех. Мы придумываем какую-то ситуацию, проецируем ее на всех, а затем студенты начинают взаимодействовать друг с другом на языке. Важно выполнять определенные правила: отвечать на вопросы, решать проблемы. За это можно набирать баллы.
У нас была «Мафия» на английском, логические игры на английском… Студенты настолько втягиваются, что никому не хочется заканчивать вебинар. То, что мы создаем со студентами на занятиях, является основой моего вдохновения.

Мне важно делать в жизни что-то более значимое, чем рутинная работа. Когда ты что-то знаешь и можешь поделиться — это потрясающе. Еще лучше, когда студенты тоже «заряжаются» на изучение языка, и я думаю, наши вебинары их вдохновляют.
— Получается, преподаватель нужен не только для того, чтобы объяснять новый материал?
— Преподаватели — это люди, которые задают ритм. Если преподаватель жутко скучный, студенту и предмет будет неинтересен. И наоборот, даже самый тоскливый предмет вроде черчения можно преподнести таким образом, что захочется заниматься им каждый день. В этом для преподавателя заключается некий азарт.
«Преподаватель должен спроектировать урок таким образом, чтобы зацепить каждого студента в группе и зажечь в нем пламя»
Кстати, в интернет-пространстве еще сложнее держать внимание. Люди на вебинарах сидят дома или где-то еще, они расслаблены, не чувствуют обязательств. Если несмотря на это к окончанию занятия ты видишь, что глаза у студента горят, что он хочет большего, — значит, ты выполнил свою работу на 100%. Заинтересованный человек усваивает материал намного лучше, а скучное «А теперь поставьте артикль перед существительным» не работает.
обучение языкам
— Преподавание — это ваша основная работа?
— Я преподаю в «Среде обучения» и занимаюсь со студентами индивидуально. Сейчас их у меня 17 человек. В последние полтора года преподавание — моя основная деятельность.

Мои теперешние студенты пришли давно и продолжают заниматься. В основном это взрослые люди, у которых свой бизнес, и английский им необходим, как вода. В международном сотрудничестве им надо поддерживать контакты с партнерами, и они мотивированы заниматься. Эти студенты пришли в мою жизнь онлайн. Одно время я публиковал сообщения в разных социальных сетях. Люди активно откликались, я проводил демонстрационный урок, узнавал, что им надо, и выстраивал приблизительную программу обучения.
— С какой мотивацией к вам приходят студенты?
— Часто слышу: «Я много путешествую, поэтому хочу просто знать язык». Но что такое знать? Знание грамматики, к примеру, не равно практике речи. Это довольно распространенная проблема: люди хорошо знают правила, но совершенно не могут говорить.
онлайн образование
«Вначале необходимо познакомиться со студентом, понять, что ему нужно на самом деле, а потом ему же это объяснить»
Когда человеку становится понятно, на чем акцентировать внимание, как приблизительно будет выглядеть программа обучения, он может оценить, насколько легко дастся язык и что реально придется сделать, чтобы достичь цели.
Сейчас множество школ предлагает: «Выучите английский за два месяца», «Пройдите десять пятнадцатиминутных занятий — и начните говорить великолепно». Нужно понимать, что все это ложь. Чтобы это сделать, нужно очень сильно постараться. Важно объяснить студенту, что, если не держать в голове фантазии, а подходить к делу реалистично, можно добиться гораздо большего.
— В чем разница: преподавать детям или взрослым?
— У меня был опыт работы с детьми от шести лет. Дети креативные, позитивные, втягивают все, что можно, и им интересны даже детали, которые, по сути, не важны. Это облегчает работу преподавателя и может его зажигать. Но я предпочитаю работать со взрослыми, потому что мне интересно узнавать чей-то опыт. Взрослые всегда имеют что-то за спиной. Чем больше я преподаю, тем больше понимаю: повторяющихся людей не существует. Даже если они внешне похожи, каждый абсолютно уникален. Естественно, в процессе изучения языка мы рассматриваем различные темы, я задаю вопросы, и без личного опыта не обойтись.
«Мои студенты делятся историями из жизни, новыми мыслями, политическими и религиозными взглядами, точками зрения — и вносят что-то новое в мою жизнь»
Они и сами начинают чувствовать себя комфортнее, когда делятся чем-то интересным. Это вдохновляет и создает эмоциональную связь между преподавателем и студентом, которую сложно нарушить. А в позитивной и доверительной атмосфере гораздо лучше усваивается информация и повышается мотивация.
английский язык для делового общения
— Что самое сложное в работе преподавателя?
— Лично мне кажется, что сложного в преподавании нет ничего. Даже если студент сам по себе сложный: он замкнут или ему трудно усваивать какой-то материал, — преподаватель может найти золотой ключик, который открывает врата в его сознание. Можно потратить на это больше или меньше времени, усилий, но все равно возможность есть. Трудность может возникнуть только в одном случае: если студента заставляют учиться, а он не хочет. Но и здесь преподаватель может завладеть его вниманием, просто это потребует больших усилий и нервов. Среди детей такая ситуация случается часто, потому что родители заставляют. Я считаю, преподаватель в любом случае должен стараться пробудить желание учиться. Рано или поздно ученик осознает, зачем ему это нужно. Пример: со мной занимался 16-летний подросток, который был уверен, что станет пилотом экстра-класса. Его мама, обладатель успешного бизнеса в России, заставляла его учить английский. Он категорически не хотел: прогуливал, не предупреждал о пропуске занятий. Я изучил материалы по его профессии и однажды рассказал ему, что в любой компании, даже российской, пилотов не берут без знания английского языка. Я сделал это как бы невзначай, но на самом деле специально, чтобы закинуть идею. Не всегда нужно что-то объяснять: мысль может прорасти в человеке сама. После этого мой ученик стал очень усердно заниматься.
Главное — узнать, чего студент хочет, и в зависимости от его увлечений и желаний зажечь пламя интереса.
— Как преподавателю беречь нервы?
Первое — нужно сохранять оптимизм в любой ситуации и не брать на себя лишнюю ответственность. Иногда преподаватели, особенно начинающие, слишком усердно подходят к своей работе и обижаются, когда студенты не выполняют задания и ведут себя безответственно. Преподаватель разочаровывается, когда он тратит свое время, ищет материалы, пытается подобрать что-то индивидуально для студента, а тот ведет себя неподобающе и не ценит стараний. Из-за этого отношения со студентом становятся более холодными, преподаватель старается каким-то образом отгородиться, а студент это чувствует и теряет интерес. Ни в коем случае нельзя принимать поведение студента близко к сердцу! Важно уметь ко всему подходить с шуткой, улыбаться — конечно, не смеяться над студентом, а смеяться над ситуацией вместе с ним. Если даже студент не сделал задание, преподаватель все равно постарался, и теперь у него есть хорошая заготовка для других занятий.
Второе — без внешних факторов никуда. Рядом с собой не мешает иметь валерьянку или чашку с ромашковым чаем. Если преподаватель на уроке расслаблен и спокоен, студент тоже почувствует себя удовлетворенным, и занятие пройдет хорошо.
И третье, самое главное — нельзя посвящать себя исключительно преподаванию. Потому что преподаватели работают с людьми, а люди забирают энергию: и физическую, и ментальную. Нужно очень тщательно продумывать свой отдых.
«Хороший отдых равен продуктивной работе»
Нужны стабильные выходные, минимум один в неделю, а лучше два: например, можно отказаться от преподавания в среду и воскресенье. Эти дни нужно посвящать исключительно себе, семье, чему-то приятному.

Я рекомендую выбирать развлечения, которые не тратят энергию, а пополняют и сберегают ее (поход в клуб или бар не подойдет, а дружелюбные посиделки в любимом кафе с человеком, который вас вдохновляет, или, например, готовка или чтение наедине с собой — отличный вариант). Еще я рекомендую есть фрукты и овощи — это природные антидепрессанты, которые поднимают настроение.
Беседовала Мария Крашенинникова-Хайт
Советы Александра начинающим преподавателям и репетиторам
► Помните, что каждый студент индивидуален: у каждого своя задача и скорость. Следовательно, план обучения должен быть всегда адаптивен. В отличие от учебника, преподаватель может быть гибким.

► Ориентируйтесь на приоритеты и потребности студента. Если студенту нужно практиковать разговорную речь, не нужно тратить 45 минут на повторение грамматики. Уделите ей минут 15, а остальные 30 потратьте на обсуждение темы.

► Продолжительность занятия определяйте индивидуально. Некоторые не могут высидеть час, другим не нужно больше 20−30 минут. Ориентируйтесь на цели и загруженность жизни студента.

► Подбирайте уникальные материалы. Каждый студент будет уважать вас за то, что вы потратили время и нашли то, что интересно именно ему. Ваши усилия мотивируют его заниматься, он будет чувствовать благодарность и заниматься с большей отдачей. В итоге вы оба получите от занятий гораздо больше.

► Имейте как можно больше материалов в своем архиве. Стоит ориентироваться на различные учебники, подбирать материалы из интернета. Особенно интересны те, которые чем-то похожи на игру и включают студента во взаимодействие. И не копируйте целые учебники, лучше отберите упражнения, которые вам в них нравятся.

► Не берите больше 10 индивидуальных студентов, если вы начинающий преподаватель, и больше 20, если опытный. Большое количество студентов приводит к профессиональному выгоранию, вы можете захотеть вообще уйти из этой сферы. Поэтому важно сохранять баланс и оставлять себе время на отдых.

► Не ставьте занятия подряд, как в школе. Не работайте больше 4 часов без перерыва, включайте в свое расписание «окна». Помните: преподаватели — тоже люди!
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности