— Лично мне кажется, что сложного в преподавании нет ничего. Даже если студент сам по себе сложный: он замкнут или ему трудно усваивать какой-то материал, — преподаватель может найти золотой ключик, который открывает врата в его сознание. Можно потратить на это больше или меньше времени, усилий, но все равно возможность есть. Трудность может возникнуть только в одном случае: если студента заставляют учиться, а он не хочет. Но и здесь преподаватель может завладеть его вниманием, просто это потребует больших усилий и нервов. Среди детей такая ситуация случается часто, потому что родители заставляют. Я считаю, преподаватель в любом случае должен стараться пробудить желание учиться. Рано или поздно ученик осознает, зачем ему это нужно. Пример: со мной занимался 16-летний подросток, который был уверен, что станет пилотом экстра-класса. Его мама, обладатель успешного бизнеса в России, заставляла его учить английский. Он категорически не хотел: прогуливал, не предупреждал о пропуске занятий. Я изучил материалы по его профессии и однажды рассказал ему, что в любой компании, даже российской, пилотов не берут без знания английского языка. Я сделал это как бы невзначай, но на самом деле специально, чтобы закинуть идею. Не всегда нужно что-то объяснять: мысль может прорасти в человеке сама. После этого мой ученик стал очень усердно заниматься.