Получить консультацию
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
На ваш email накануне встречи придет ссылка на трансляцию и инструкция, как к ней подключиться

* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / 12 сентября
образование ин яз
Памятка репетитора
О чем надо помнить, если вы ведете частные уроки по иностранному языку для школьников? Эту памятку помогла составить репетитор английского с десятилетним стажем и преподаватель факультета иностранных языков Анастасия Шавырина.
Английский как обязательный предмет есть в подавляющем большинстве российских школ, однако все чаще родители приводят детей на дополнительные уроки. Репетитор с горящими глазами, особенно начинающий, может взяться за работу, а потом обнаружить, что забыл договориться о чем-то важном. Чтобы этого не произошло, мы подготовили памятку для тех, кто планирует набирать учеников среди школьников.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ
Взаимодействие начинается с первого разговора с родителем. Чтобы понять, возьметесь ли вы работать с этим учеником, нужно выяснить три вещи:
Возраст ребенка. Чаще всего репетитора ищут в средней и старшей школе, но может возникнуть ситуация, когда старший ребенок уже занимается, и родители стремятся «пристроить» младшего. Это может быть лестно для репетитора, но не всегда продуктивно. Решите для себя заранее, с каким возрастом вы не готовы работать.
Суть проблемы. Неплохо было бы спросить родителей, почему ребенку чего-то не хватает и сам ли он так считает. Бывают ситуации, когда родитель говорит: «Дочь пришла и сказала, что не справляется и ей нужна помощь». А иногда говорят: «Мы решили, что ему надо заниматься». Эта деталь скажет вам об уровне мотивации будущего ученика.
Конкретный запрос. Не стоит принимать абстрактное «мы хотим подтянуть язык» — подробности все равно есть, просто они выяснятся позже. Всегда имеет смысл уточнять, что именно нужно: грамматика, чтобы сдать экзамен и получить хорошую оценку, или, например, разговорный язык в связи с переездом за границу. Разумеется, вы в любом случае будете прорабатывать все четыре аспекта языка (умение слушать, говорить, читать и писать), но сможете правильно расставить акценты.
Время и место занятий
Взаимодействие начинается с первого разговора с родителем. Чтобы понять, возьметесь ли вы работать с этим учеником, нужно выяснить три вещи:
Репетитор может принимать у себя дома или в кабинете, выезжать на дом, вести занятия по «скайпу» — подумайте заранее, на какие варианты вы готовы, и сами предложите родителям условия. Будьте готовы договариваться и не соглашайтесь на тот формат работы, который вас изначально не устраивал.
Заведите себе удобное расписание: бумажный ежедневник, Google-календарь, специальное приложение. Когда назначаете занятие, держите расписание перед глазами, чтобы не возникло пересечений.
В работе репетитора есть «прайм-тайм». Если вы занимаетесь со школьниками, то самое желанное время — в окрестностях 16:00, после уроков.
При работе со школьниками не назначайте занятия на поздний вечер: это снизит продуктивность.
Учитывайте, что к репетитору обычно записываются с долгосрочной перспективой, поэтому назначенное время первого занятия может стать постоянным.
Не забудьте уточнить, сколько раз в неделю планируются занятия и сколько по времени они будут идти. Оптимальный расклад при стандартных запросах — один-два раза в неделю по 45−60 минут.
Договоритесь с родителями, кто кому позвонит накануне занятия, чтобы еще раз подтвердить встречу.
Внутренне будьте готовы к тому, что ученик может не дойти до первого занятия, даже если вы подробно все обсудили. Хорошо, если родители позвонят и передоговорятся с вами, но они могут и исчезнуть с радаров. Обстоятельства меняются, и, к сожалению, не все люди умеют нормально об этом предупреждать.
оплата
1
Для начала определите для себя, сколько стоит час вашего рабочего времени (если не знаете — можно сориентироваться по рынку: сколько в среднем берут репетиторы). Поймите, комфортно ли вам изменять стоимость занятий, исходя из просьб и индивидуальных условий. Если нет — не торгуйтесь и не поддавайтесь на уговоры. Репетитор не должен работать себе в убыток, и это касается не только денег, но и ощущения равноценности затраченных усилий и полученного вознаграждения.
2
Затем озвучьте стоимость родителям и выясните, готовы ли они платить такую сумму.
3
Обозначьте родителям, как именно вам платить. Самое оптимальное — оплата сразу после занятия. Так вы обезопасите себя от непредвиденных отмен или нечестности.
4
Если вы беспокоитесь, что вам не заплатят, или ребенок регулярно прогуливает занятия, имеет смысл настаивать на невозвращаемой предоплате. Этот факт обязательно нужно обговорить заранее, чтобы избежать неприятных сюрпризов. Также обязательно обозначайте крайний срок, до которого можно отменить занятие бесплатно (например, за сутки до урока). Если родители предупредили позже — пропуск оплачивается.
Первое занятие
Как правило, первая встреча включает в себя знакомство с самим учеником и уровнем его языка. При знакомстве вы сможете понять, насколько озвученный родителями запрос соответствует действительности.
Для определения уровня языка лучше всего использовать тестирование. Заранее изучите несколько материалов и выберите тест, который подходит соответствующему возрасту. Он должен отражать минимальное знание грамматики. По тесту вы увидите, в какие темы стоит погрузиться. В некоторых случаях можно спросить самого ученика, что он хотел бы разобрать. В принципе, ученик средней и старшей школы знает свои слабые места: согласование времен, модальные глаголы, артикли или что-то еще.
Также с ребенком нужно побеседовать и понять, что за человек перед вами сидит. Естественно, на иностранном языке. Начните со стандартных вопросов из начала любого учебника, на которые не страшно отвечать: «Как тебя зовут? Где ты учишься? Есть ли у тебя домашние животные? Какое у тебя хобби?» Если вы чувствуете, что процесс идет, ребенок способен говорить и обсуждать, можно усложнять, задавать развернутые вопросы. Например, вы выяснили, что семья много путешествует, — спросите, в каких странах были, что понравилось и так далее.
Если ребенок на первом занятии молчит и боится сделать ошибку — это совершенно нормально. Создавайте располагающую атмосферу, переформулируйте вопросы, чтобы они стали более простыми, или даже переводите на русский. Очень полезно спрашивать про увлечения — это благодатная тема. Вы увидите, как недоверие и ужас в глазах сменяются огоньком интереса, если дать ученику поговорить про любимых супергероев.

Не имеет смысла готовить много вопросов заранее. Импровизируйте, ведь это живая человеческая беседа. Даже простые ответы дадут вам представление о владении лексикой: нет-нет да и проскочит где-то словечко или формулировка, говорящие об определенном уровне.

Если изначальный запрос родителей был про грамматику, беседовать все равно нужно. Вы выясните, насколько грамотно ребенок говорит — может быть, он делает ошибки только на бумаге.
План занятий
Конкретный запрос напрямую влияет на программу обучения. Часто родители хотят, чтобы репетитор делал с ребенком домашние задания. Тогда работа становится достаточно схематичной: вы будете идти по учебнику, а если обнаружите пробелы — можно подобрать дополнительные материалы на отработку конкретной темы. Если задача более широкая, нужно учесть пожелания родителей (тех, кто оценивает вашу работу), запросы и пробелы самого ученика — и составить примерный план.

В отличие от школьного учителя, репетитору не нужно прописывать конкретные активности на ближайшее полугодие и не отходить от них ни на шаг. Ему достаточно понимать направление и тему работы, а также запастись материалами, которые можно «подтягивать» по ситуации: сборниками с грамматикой, текстами для чтения с вопросами, подходящими видеороликами. Удобнее всего взять за основу учебник с конкретной программой и дополнять его.
Репетитор всегда балансирует между четким планом и импровизацией. Представьте: сегодня на занятии вы думали разобрать грамматическое правило, а ребенок пришел уставший и ничего не понимает. Это не повод отказываться от цели. Чтобы ученик не умирал над упражнением, лучше дать ему интересный текст с юмором и разобрать грамматическое правило через него. Если, наоборот, ребенок пришел на занятие счастливый, перевозбужденный и стремится разговаривать не по теме, тоже стоит отойти от плана урока и дать задание, чтобы он немного успокоился. Чтобы быть гибким, репетитору нужно хорошо ориентироваться в тех материалах, которые есть под рукой, и знать, где какие курсы при необходимости можно достать.
Рецепт хорошего урока
Какие бы материалы и задания ни входили в урок, в нем должна быть жизнь. Занятие всегда предполагает активное общение, потому что даже грамматика строится на конкретных примерах: из учебника или из опыта ребенка. Когда обсуждаются жизненные ситуации, ученик понимает, зачем нужно учить язык, какое отношение он имеет к реальности. Старайтесь подбирать темы для обсуждения и дополнительные материалы под интересы ребенка. Это порождает дополнительную мотивацию.

Чтобы тренировать разговорный язык, дайте границе «учитель — ученик» немного стереться. Вы можете помочь, подсказать, переформулировать вопрос, если ребенок не понял, но разговор должен вестись на равных. Это создает доверительную атмосферу, в которой исчезает страх ошибиться. Лучше всего, если вы можете позволить себе вести с учеником по-настоящему дружескую беседу.
Контроль знаний и обратная связь
Родители в самом начале спрашивают: «Как мы вообще?» В процессе занятий они тоже будут задавать этот вопрос. Давайте обратную связь по принципу сэндвича: успех — зона роста — успех. Даже если и родители, и вы сами хватаетесь за голову, обязательно найдите положительные моменты в знаниях и перспективах ученика.

Как правило, для родителей достаточно обозначить, куда вы движетесь. Вы можете рассказать, по какому учебнику будете заниматься и почему (например, учебник международный или хорошо зарекомендовал себя для подготовки к экзамену). Знать типы заданий и получать отчет после каждого урока не нужно практически никому.

Если ученик ходит на занятия регулярно, то раз в месяц-два стоит контролировать его знания с помощью небольшого теста. Он должен занимать не более 20 минут от урока и проверять грамматику, лексику по теме и навыки чтения. Аудирование стоит добавлять по возможности.

Изменения в разговорной речи слышно без дополнительного контроля. Чаще беседуйте на языке с учеником, и вы будете в курсе его прогресса.
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности